«Реформа обращения с твердыми коммунальными отходами»

В прокуратуру Светлоярского района неоднократно обращались жители муниципальных образований о законности выставления АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК Волгоградской области» квитанций на оплату за коммунальную услугу «Обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО)» при отсутствии заключенных договоров в письменном виде, в связи с чем, подготовлена данная публикация.

Часть 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» предусматривает обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Так, между уполномоченным органом и ООО «Управление отходами — Волгоград» 06.08.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области. ООО «Управление отходами — Волгоград» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на 10 лет. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Управление отходами – Волгоград» изменило наименование на ООО «Ситиматик — Волгоград».

Согласно приложению, утвержденному приказом КТР Волгоградской области от 18.12.2020 N 48/2 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Ситиматик — Волгоград», предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2021 г. составляет 489,74 руб./куб.м.

На основании п. 148(34) ч. XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011    N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

В силу ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу ч. 4, 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В силу ч. 1 ст. 435 ГК РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

На основании ч. 3 ст. 438 ГК РФ, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

В соответствии с ч. 2 ст. 437 ГК РФ, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

О необходимости заключения физическими лицами договоров с региональным оператором неоднократно сообщалось в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов Волгоградской области газете субъекта «Волгоградская правда. Документы», местной газете «Восход», а также на официальном сайте регионального оператора.

В силу ч. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) — 8(7) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) — 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Между ООО «Ситиматик — Волгоград» и АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» заключен агентский договор на оказание услуг по проведению информационно-вычислительных работ (перерасчет), начислению и учету поступившей платы потребителей за услугу по обращению с ТКО.

В связи с вышеизложенным, действия ООО «Ситиматик – Волгоград» и   АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК по Волгоградской области» при начислении платы за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» в отсутствие письменных договоров на предоставление услуг являются законными и обоснованными.

 

 

И.о. прокурора района

 

младший советник юстиции                            Р.И. Оганесов